Аюрведическое понимание болезни сильно отличается от концепций современной медицины. Несмотря на то, что Аюрведа признаёт патогенное влияние вирусов и бактерий, она отрицает способность последних самостоятельно вызывать болезнь. В организме и в окружающей среде обитает огромное множество микроорганизмов, которые медицина считает источником болезни. Почему один человек поддаётся влиянию патогенных факторов, а другой тем временем остаётся здоровым? Каковы неочевидные факторы, участвующие в развитии болезней?

Существует много методов, эффективно уничтожающие патогенные микроорганизмы. Однако в большом проценте случаев (например, при урогенитальных инфекциях, туберкулёзе) болезнь часто снова обнаруживает себя через несколько лет. Антибактериальная и противовирусная терапия работает непродолжительное время. Они не избавляют от слабости и подверженности конкретному заболеванию, что приводит к возвращению этого заболевания. Это показывает неполноту аллопатического взгляда на происхождение болезни. Чтобы установить причину болезни, надо искать её на тонком уровне.

Болезнь также – не только физическое явление. С аюрведической точки зрения живой человек состоит из четырёх аспектов: души, ума, чувств и тела. Все четыре аспекта участвуют в строительстве здоровья и счастья. И все они вносят свой вклад в возникновение болезни.

Согласно Аюрведе, ум является ключевым фактором в поддержании жизненной силы каждого аспекта. В конечном итоге именно состояния ума определяет силу и слабость тела, его сопротивляемость либо подверженность болезнетворным факторам.

Аюрведа считает заблуждение, неведение и неправильное познание главными среди причин заболеваний.

Самая серьёзная «ошибка» безграничного сознания – это его самоотождествление с частным, ограниченным и временным, а не с безграничной силой, которая является его истинной природой. Это отождествление приводит к постоянному стрессу и страданию, потому что она представляет собой фундаментально неправильное отношение к жизни. Большинство людей несознательны в своём выборе. Модели поведения, а также система убеждения, присущие нашей культуре и привитые нам посредством образования, приводят человека к полному забвению своей истинной природы.

Неведение приносит постепенное ослабление саттвичного компонента – ясности, невинности и радости. С ослаблением саттвы мы теряем способность к различению. Как только это происходит, наш интеллект начинает совершать самые разные ошибки. Среди них – выбор пищи и линии поведения, противоречащий естественному балансу дош в организме и принципам элементов, управляющих окружающей нас средой. Ошибочные решение неизбежно конфликтуют с законами природы и по сути, являются преступлениями против жизни. Порождая дисгармонию в наших отношениях с природой, мы тем самым создаём внутреннюю дисгармонию, естественным следствием которой является болезнь.

Когда интеллект разотождествляет себе с целым, ум ослабевает и ложный выбор приводит к болезни. Задумаемся о пьянстве и курении. На каждой пачке сигарет можно прочитать ясное предупреждение о вреде здоровью. Каждый знает, что алкоголь и табак ослабляют иммунную систему и вызывают ряд серьёзных заболеваний. Несмотря на это многие продолжают пить и курить – себе во вред.

Утрачивая саттвичный компонент, ум теряет способность принимать решения, поддерживающее жизнь, и мы начинаем использовать чувства себе во вред. Чувства можно перегрузить, подвергнуть голоду или отправить эмоциональными токсинами. Неправильное использование чувств ослабляет из защитную функцию, в результате чего вреднее влияния могут воздействовать на ум и тело. От этого влияния саттва ослабляется ещё больше, возникает дисбаланс дош и образуется ама (токсины, шлаки).

Ама нарушает способность дош к слаженному и эффективному взаимодействию. Доши теряют свою естественную приспособляемость и не могут больше приспособится к изменениям климата или времени года, возникающие вследствие изменения соотношения первоэлементов в окружающей среде. В результате появляется ещё больше амы, сеются новые семена болезни. Когда ритмы нашей жизни не соответствуют ритмам природы, стресс, слабое пищеварение и дисбаланс дош являются закономерным результатом.

С.М. Неаполитанский, фрагмент книги "Аюрведа на каждый день"